Городская среда

Создание первых в России тематических парков и аттракционов, где развлечения объединяются с образованием.Работа с общественными пространствами городов, культурным наследием страны и объектами исторической значимости.

Подземный музей в Балаклаве (2021)

Звуковое оформление и мультимедийные экраны. Балаклавский подземный музейный комплекс стал интерактивным. 3D-модели показывают конструкторские особенности фортификационных сооружений, а световые инсталляции помогают почувствовать скорость распространения ударной волны.

В "Зоне безопасности" — дозиметр радиации и герметичная дверь с механизмом движения. "Объект 825" должен был выдержать прямой ядерный удар мощностью до 100 килотонн. Это сравнимо с мощностью взрыва сразу пяти "Малышей", сброшенных американскими бомбардировщиками на японскую Хиросиму.

В случае угрозы в убежище могли укрыться 7 средних или 10 малых субмарин, а также больше тысячи человек. Строительство базы для подлодок начали в 1954 году. Тоннели прокладывали с помощью взрывов направленного действия, потому что горная порода очень прочная. Благодаря природному ландшафту, с моря Балаклавская бухта не просматривается, условия для швартовки здесь отличные. В обычное время "объект 825" работал, как база ремонта и обслуживания подлодок. Субмарина ночью заходила в канал со стороны бухты и выходила на дежурство с запасом топлива, кислорода, боеприпасов.

"Это электрические, парогазовые торпеды, мины. Раньше у нас стояли просто корпуса, честно скажу. А вот это уже действительно оружие, естественно, оно учебное, но в разрезе люди могут увидеть торпеды изнутри", — рассказывает Юрий Тарариев, директор Военно-исторического музея фортификационных сооружений.

Для посетителей открыли помещение, где хранились снаряженные торпеды для подачи на корабли. Его восстанавливали по воспоминаниям ветеранов. Появились и новые экспозиции, макеты советских подводных лодок и кораблей-носителей ядерного оружия. Самую сложную часть работ посетители вряд ли заметят. Более 300 строителей круглосуточно укрепляли патерны.

"Здесь залито 1200 кубов бетона, и, скажем так, десятую часть мы перевезли это все вручную на тачках. Потому что такие труднодоступные места, техника просто туда не заезжала даже малогабаритная", — вспоминает Евгений Кузьмин, представитель подрядной организации по ремонту и восстановлению Балаклавского подземного музейного комплекса.

В торжественном открытии музея после реконструкции принял участие замминистра обороны России Тимур Иванов. Он анонсировал вторую очередь работ.

"Будет отбуксирована подводная лодка, которая станет живым макетом, который можно будет посещать, то есть это будет полная музеефикация. Сейчас к работам приступает Севастопольский морской завод, который является держателем всей проектной документации", — отметил Тимур Иванов, заместитель министра обороны Российской Федерации.

"Вот подход здесь такой, чтобы, с одной стороны, сохранить максимальную аутентичность этого объекта, а с другой стороны, максимально современному зрителю показать, о чем этот проект, о его уникальности", — заявил Михаил Развожаев, губернатор г. Севастополя.

Об истории объекта теперь рассказывают не только экскурсоводы, но и аудиогиды. Еще год назад, чтобы купить билеты, сотни человек выстраивалась в очередь с шести утра. В день музей по техническим причинам могли посетить не больше тысячи гостей. Сейчас пропускная способность увеличилась как минимум в три раза.


Контакты