Фото: ПМЭФ-2022
Главной темой обсуждения стали инновационные технологии в процессе восприятия информации, их влияние на познавательный процесс и роль в фокусировке ребенка на основных знаниях. Участниками сессии стали Елена Проничева, генеральный директор ФГБУК "Политехнический музей", и Максим Лунев, руководитель Департамента корпоративных коммуникаций ОАО "РЖД", которые на примерах своих проектов рассказали о практическом применении инструментов цифровизации и мультиформатных технологий для общения с детской аудиторией.
Елена Проничева подчеркнула, что одна из ключевых задач Политехнического музея — через ретроспективу достижений и изобретений российских технологий за последние 150 лет сделать задел на будущее. Она также отметила, что цифровые технологии для решения этой задачи внедряются на всех уровнях работы музея, начиная с экспозиционно-выставочной деятельности и заканчивая образовательными программами. "Мы хотим вдохновить на изобретательство, чтобы дети и подростки перестали думать на краткосрочную перспективу и начали думать вдолгую; чтобы они могли себя увидеть в качестве IT-специалистов, создающих не только узкопрофильный софт, но и экосистемы, в том числе для культурных проектов. Мы хотим говорить о будущем и смотивировать молодых людей подумать, в каком мире и на каком уровне комфорта они хотели бы жить", — подчеркнула Проничева.
Максим Лунев рассказал об опыте цифровых проектов в портфеле "РЖД". Среди которых, например, фильм-экскурсия по Павловскому вокзалу, где благодаря компьютерной графике (CGI) и полномасштабной киносъемке воссоздается утраченный уникальный памятник архитектуры. Другая инициатива — историко-просветительский проект "Исторический багаж" при участии Института российской истории РАН и Российского исторического общества, объединяющий физическую и виртуальную среду. В него входят как мультимедийные экспозиции на железнодорожных вокзалах, так и интернет-портал и мобильное приложение. "Цифровизация — не просто тренд, это то, без чего невозможно представить как ни одну отрасль, так и любой день абсолютно каждого человека", — подвел итог Лунев.
Модератором дискуссии выступил Илья Кривицкий, генеральный директор медиагруппы "Красный квадрат". Он отметил, что современное поколение digital native привыкло воспринимать мир через технологии и быстро переключать внимание. Это требует новых подходов к познавательному взаимодействию с миром.
Часть обсуждения прошла на примере разрабатываемой "Красным квадратом" мультиформатной экосистемы познавательного контента "#Капитаны будущего", а также с использованием развивающейся сейчас технологии цифрового аватара. "#Капитаны будущего" — это система познавательного детского контента в области науки о завтрашнем дне для детей 7–12 лет. Уже сейчас в процессе запуска находятся книжный проект из четырех изданий по футурологии, искусственному интеллекту, экологии и космосу; серия познавательных подкастов и дудл-лекций; анимационный сериал для подростков и интерактивная научно-познавательная выставка на ВДНХ. К ним планируется добавить учебник по гейм-дизайну, написанный подростками, и мобильную игру.
Разные форматы позволят через развлекательную мультиконтентную подачу вдохновить детей на познание и изучение прикладных наук и меняющихся технологий. "Инновационные технологии как новый инструмент познания мира, таким образом, в скором времени станут основной точкой роста в вопросе подхода к формированию контента. Взаимодействие с информацией при помощи новых технологий по-новому формирует и процесс восприятия мира, и ощущение от взаимодействия с окружением", — резюмировал Кривицкий.
Итогом сессии стал вывод об актуальности чередования цифровых и офлайновых форматов: выставок, музейных проектов, VR- и AR-механик, компьютерных игр и печатных книг, интерактива и phygital. А переход к обсуждаемым сейчас метавселенным замкнет все эти технологии в рамках одного окружающего нас пространства, которое станет новой реальностью.